9 апреля 2009 года Комиссией по образованию и науке Общественной палаты Российской Федерации были проведены Общественные слушания на тему «Перспективы модернизации системы высшего образования на основе сетевой интеграции общества, власти, образования, науки и бизнеса», на которых Коломенский институт МГОУ представляли зам.директора по учебной работе, профессор Липатов А.М. и к.ф.н., доцент Руденков М.М.
На Общественных слушаниях приняли участие представители 193 вузов, Министерства образования и науки, Федерального агентства по образованию РФ, Рособрнадзора, Комитета по образованию Государственной Думы РФ, общественных организаций и др.
Участники Общественных слушаний обсудили вопросы:
- Проблемы и перспективы развития системы высшего образования в условиях экономического кризиса.
- Перспективы совершенствования законодательства в сфере высшего образования.
- Реальные возможности финансирования сферы высшего образования в условиях экономического кризиса и предусматриваемые антикризисные меры.
- Политика Рособрнадзора в условиях экономического кризиса.
- Перспективы формирования единого сетевого пространства взаимодействия и интеграции на ресурсном уровне общества, власти, образования, науки и бизнеса в целях совершенствования системы образования.
- Роль вузов в формировании единого информационно-коммуникационного пространства в сфере высшего образования, межвузовской информационной системы трудоустройства выпускников вузов и в развитии созданного образовательного канала Первого Федерального Интернет - телевидения.
- Онлайновые сообщества студентов и выпускников вузов как перспективные институты гражданского общества.
- Создание условий для развития филиалов вузов и использования научно-педагогического потенциала головного вуза на основе сетевого взаимодействия.
- Механизмы обеспечения реального участия общества в формировании и реализации образовательной политики, а также в осуществлении общественной оценки и контроля деятельности в сфере высшего образования.
- Обеспечение прозрачности деятельности в сфере высшего образования как эффективная антикоррупционная мера.
- Создание равных с государственными вузами условий для развития негосударственных вузов.
- Механизмы повышения ответственности вузов перед обществом.
Участники Общественных слушаний пришли к выводу о целесообразности рекомендовать органам государственной исполнительной и законодательной власти:
- принять антикризисные меры развития системы высшего образования и создать необходимую законодательную базу;
- определить политику развития сферы высшего образования в регионах и вузов, расположенных в этих регионах;
- создать необходимую нормативно-правовую базу развития дистанционного образования;
- изменить нормативные требования к наличию площадей при использовании дистанционных форм обучения и к библиотечному фонду при наличии электронных учебников;
- создать необходимую нормативно-правовую базу и механизм обеспечения равных прав и ответственности негосударственным и государственным вузам;
- принять меры, обеспечивающие мотивацию учреждений РАН к сетевой интеграции с вузами в регионах;
- определить политику и обеспечить законодательную базу создания университетских комплексов, университетских округов, федеральных и национальных исследовательских университетов и др. на основе сетевой интеграции учебных и научных учреждений;
- принять меры, обязывающие вузы обеспечивать уровень организации образовательного процесса и качества образования в филиале не ниже, чем в головном вузе, определив вузам: разрабатывать программы развития своих филиалов на среднесрочную перспективу и обеспечивать их реализацию; выделять необходимое количество бюджетных мест и обеспечивать по ним финансирование по всем статьям расходов; отменить обязательность осуществления отчислений филиалом в головной вуз или установить предельную шкалу отчислений; отсрочить перечисление средств в головной вуз на период экономического кризиса; разрешить филиалам устанавливать стоимость обучения на уровне, установленном государственными вузами на территории, где располагается филиал; создать условия для использования филиалами научно-педагогического потенциала головного вуза на основе сетевого взаимодействия и использования электронных учебно-методических комплексов, имитационных тренажеров и др.
- включить в показатели, учитываемые при лицензировании и аккредитации вузов, уровень организации образовательной деятельности и качества образования в имеющихся филиалах;
- разработать меры по адаптации системы высшего образования к рыночным условиям и формированию конкурентной среды в сфере высшего образования.
|