География подвига: Коломенский институт (филиал) Московский политехнический университет В первые дни Великой Отечественной войны здание учебного комбината Коломенского машиностроительного завода, так в те годы именовался главный учебный корпус Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета, стало местом формирования войсковых частей. Здесь было сформировано 3 артиллерийских полка. Летом 1941 года был сформирован и выступил на фронт 590-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. В октябре 1941 г. ушли на фронт 289 и 296 истребительно-противотанковые артиллерийские полки. Полки принимали активное участие в Битве под Москвой и отличились под Волоколамском, а в последствии стали гвардейскими. В октябре 1941 года за героизм, проявленный в бою у села Спасс-Рюховское на Волоколамском направлении 289-й истребительного-противотанковый артиллерийский полк под командованием майора Николая Карповича Ефременко (войну закончил в звании генерал-майора) был награжден орденом Красного Знамени. При отражении танковых атак полк подбил 59 танков противника и уничтожил до батальона пехоты. За этот бой свыше 120 бойцов, сержантов и офицеров получили боевые награды, а младший сержант Стемасов Петр Дмитриевич был удостоен звания Героя Советского Союза. На 5 этаже здания учебного комбината был сформирован 52 Коломенский истребительный батальон НКВД. В 1942 году в здании Учебного комбината был размещен эвакуированный из Ленинграда Всесоюзный научно-исследовательский дизельный институт (НИДИ). В здании разместили научные лаборатории. Часть помещений было отведено для проживания семей специалистов. В период с 1942 по 1945 гг. институт решал важные вопросы по поддержанию в исправном состоянии действующих судовых установок на кораблях и подводных лодках ВМФ СССР. Специалисты НИДИ организовали специальный цех по ремонту топливной аппаратуры танковых двигателей. Отдельные специалисты НИДИ присоединились к конструкторскому коллективу Коломенского завода и с 1942 года занимались разработкой новых конструкций дизелей для морских судов. В 1946 г. за создание нового судового дизеля Сталинской премии за 1943–1944 гг. была удостоена группа конструкторов Коломенского завода, в их числе был и специалист Ленинградского НИДИ Арнольд Моисеевич Кац, впоследствии доктор технических наук, профессор.
|
Коломенский институт (филиал) |
Приемная комиссия |
Главный корпус |
140402, г. Коломна, |